Inter Economic

Мировая экономика
     
 
Главная страница Карта сайта Поиск Контакты Информация
 
Карта сайтаПочта

Сущность и противоречивое единство мирового хозяйства
Всемирные экономические законы
Становление всемирного хозяйства
Предпосылки формирования мирового хозяйства
Промышленная революция
Этапы развития мирового хозяйства
Общемировой характер современных производительных сил
Всемирная инфраструктура
Основы целостности всемирного хозяйства
Тенденции мирового экономического и социального развития
Политика стабилизации экономики
Проблемы мирового хозяйства
Основа системы мировой социальной политики
Развивающиеся страны
Процесс дифференциации экономического развития
Глобализация современных производительных сил
Роль транснациональных корпораций в глобализации
Страны с переходной экономикой
Внутриэкономические реформы
Условия и факторы глобализации экономики
Субъекты и объекты глобализации
Транснациональные корпорации и их значение
Перспективы и последствия глобализации
Последствия глобализации экономики
Экологические отношения как объект экономического анализа
Возникновение и развитие эколого-экономических отношений
Основные понятия и характеристики экологии
Характер воздействия на экосистему
Последствия воздействия человека на природную среду
Глобализация экологических отношений
Охрана окружающей среды
Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
Мировой рынок и эффективность разделения труда
Внешнеэкономическая политика
Торговля и проблемы равновесия
Мировая торговля
Мультипликатор внешней торговли
Специализация и сравнительные преимущества во внешней торговле
Регулирование международной торговли
Экономические последствия ограничений в торговле

Показатели сайта


 
 
 

Экономические последствия ограничений в торговле


Торговые барьеры выполняют определенные созидательные функции относительно интересов развития отечественного производства, формирования государственных доходов, соотношения экспортно-импортных поступлений. Однако введение таможенных тарифов и ограничений имеет и негативные экономические последствия. Эти последствия носят прямой и косвенный характер. Прямые негативные последствия торговых барьеров состоят, например, в том, что введение пошлин повышает цены на товары, заставляя потребителей нести большие расходы на приобретаемую продукцию. Одновременно меняются потребительские вкусы населения. На экспорт каждая страна направляет свою лучшую продукцию, если же вводятся пошлины, то приобретение данных товаров ограничивается. Расходы населения переадресовываются на приобретение менее желаемых товаров и услуг. Теряются не только чисто потребительские, но и нравственно-эстетические, духовные ценности.

Введение пошлин и других ограничений иногда приводит к оживлению второстепенных отечественных отраслей экономики. Импульс к развитию часто получает местная промышленность благодаря перераспределению ограниченных ресурсов в свою сферу деятельности, тем самым предопределяя далеко не лучшую структурную перестройку экономики.

Следует учитывать также тот факт, что субъекты как международного, так н внутреннего рынка тесно связаны между собой. От таможенных тарифов, вводимых в одной стране, страдают производства других стран.

Следующий момент, на который нужно обратить внимание, состоит в том, что получаемые пошлины являются в сущности не чем иным, как перераспределением доходов от потребителей в пользу государства, и поэтому не влияют на повышение благосостояния общества в целом: государство выигрывает то, что теряет потребитель. Это прямые последствия торговых ограничений. Косвенные последствия торговых барьеров выражаются в неверной перепрофилизации, переориентации производства. Приоритет часто получают производства, не обладающие сравнительным преимуществом в использовании ресурсов.

Введение пошлин и других ограничений вызывает сокращение мировой торговли и объемов реального мирового производства. Регулирование внешней торговли позволяет решать очень многие проблемы экономической жизнедеятельности общества и в состоянии содействовать решению политических, идеологических, военных вопросов, возникающих на международном уровне. Деятельность государств, направленная на согласование и урегулирование международных отношений, называется внешне эконо  мической политикой. Как важная система отношений внешнеэкономическая политика должна направляться и регулироваться государственными органами управления и регулирования.

Существуют разные уровни регулирования внешнеэкономических отношений. Первым таким уровнем является национально-государственное регулирование внешней торговли. Оно охватывает весь круг вопросов, связанных с экспортно-импортными поставками, заключением торговых договоров, международными маркетинговыми исследованиями, установлением таможенных тарифов и других торговых ограничений. Следующий уровень регулирования внешнеэкономических отношений — межгосударственное торговое регулирование. Оно включает систему мер по налаживанию торговых отношений и заключению торговых договоров между странами. Заключаемые межгосударственные соглашения регулируют объемы и условия поставок товаров, порядок оплаты. Они могут содержать и другие регулирующие кодексы и законы. Для одних стран может быть установлен режим наибольшего благоприятствования, для других предусмотрен режим ограничений в торговле.

Торговые договоры могут заключаться на двухи многосторонней основе, иногда соглашения действуют в рамках заключаемых и создаваемых торгово-экономических блоков и союзов. Наиболее ярким примером последних является Европейское сообщество, возникшее на базе Общего рынка, созданного в 1958 г. (в настоящее время Европейский союз). Другим примером может служить Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Общий рынок возник в силу необходимости решения ряда экономических и политических проблем. Экономический мотив был связан со стремлением к созданию более выгодных условий для получения преимуществ от свободной торговли. Созданное более крупное производство позволило снизить издержки производства, повысить его прибыльность. В области торговли Общий рынок ставил следующие цели: постепенно отменить пошлины и импортные квоты: установить единую для всех входящих в ЕС стран систему пошлин по отношению к странам, не входящим в Общий рынок; достичь свободного движения капитала и миграции рабочей силы между странами — членами ЕС; разработать общие принципы регулирования сельского хозяйства; создать единую систему информационных коммуникаций и т. д. В плане регулирования внешнеэкономической политики Общий рынок достиг очень многого.

Американо-канадское соглашение о свободной торговле было подписано в 1988 г. Его значение в том, что благодаря ему создана крупнейшая в мире зона беспошлинной торговли. Предусматривалось устранение к концу XX в. всех видов пошлин, снятие импортных квот, нетарифных барьеров. Американские потребители выигрывают от снижения цен на канадские товары, а канадские предприниматели получают доступ на американский торговый рынок. Американо-канадское соглашение сыграло важную роль в регулировании торговых отношений с Общим рынком, Японией, другими странами и континентами.

Наконец, еще одним звеном регулирования внешнеэкономической политики является международное регулирование. Оно предполагает установление международных режимов, выработку договоренностей, определяющих порядок, нормы и процедуры, регламентирующие межгосударственные торгово-экономические отношения. Эти регламенты обычно используются для национального регулирования внешней торговли.

Международные регулирующие организации торговли. Международная торговля регулируется многими организациями, однако ведущее место среди них занимает ВТО — Всемирная торговая организация, учрежденная в 1947 г. как ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Эта организация фиксирует принципы и правила мировой торговли. Посредством ВТО регулируется около 90 % мирового объема торговли. Ее полноправными членами являются около 100 государств, де-факто членами выступают еще 28 стран и в качестве наблюдателей числятся 20 государств. В основе деятельности ВТО лежат три основополагающих принципа: равный, недискриминационный режим торговли; снижение пошлин посредством многостороннего обсуждения проблем; устранение импортных квот и других ограничений. Для решения возникающих спорных торговых вопросов ВТО организует и проводит раунд переговоров. Здесь решаются проблемы устранения торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве, в торговле услугами, ограничений на иностранные инвестиции, внедрения на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку и т. д.

Важную роль в регулировании торговли выполняет Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это очень важный орган Генеральной Ассамблеи ООН, куда входят 168 государств. Руководят ЮНКТАД Конференция и Совет по торговле и развитию. Все вопросы решаются на сессии ЮНКТАД. Задачи этой организации — содействие развитию торговли, выработка принципов регулирования международных экономических отношений.

Говоря о международных торговых отношениях, нельзя не назвать еще один международный орган, занимающийся регулированием торговых отношений. Речь идет о Координационном комитете по экспортному контролю — КОКОМ. Членами этой организации в период ее создания стали государства НАТО и Япония. КОКОМ был создан в качестве контролирующего органа для предотвращения возможных продаж новой техники и передовой технологии социалистическим странам. Список товаров, запрещенных к вывозу, насчитывал порядка 3000 наименований. Этот орган во многом выполнял негативные функции, и его действие было приостановлено.

Мировой рынок — сфера (система) товарно-денежных отношений между странами, обусловленная международным разделением труда. Теория абсолютных преимуществ — обоснование целесообразности импорта продукции из тех стран, в которых затраты на производство этой продукции ниже.

Теория сравнительных преимуществ — доказательство выгодности внешней торговли и высокоэффективных экономик при условии, если разница между сравнительными издержками производства каких-либо товаров в данной стране выше, чем в других странах.

Внешнеэкономическая политика — совокупность средств и инструментов, посредством которых регулируется внешняя торговля между странами.

Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на защиту интересов национальной экономики посредством введения высоких пошлин на ввозимые товары.

Фритредерство — государственная экономическая политика, базирующаяся на принципах свободной торговли и свободной предпринимательской деятельности. Используется в странах с высокоэффективной экономикой.

Чистый экспорт — стоимость экспорта за вычетом стоимости импорта. Если экспорт меньше импорта, говорят о негативном чистом экспорте. Мультипликатор внешней торговли — множительный эффект, числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз или на сколько увеличится национальный продукт в случае увеличения экспорта.

Таможенная пошлина — надбавка к цене товара, ввозимого в страну или вывозимого из страны. Поступает в бюджет страны.

Нетарифные ограничения — система административных и экономических мер, применяемых государством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров.


 
 
   
Дополнительно

 
 
Какие именно
 
 
 

 
 
Inter Economic
© 2009-2010