Inter Economic

Мировая экономика
     
 
Главная страница Карта сайта Поиск Контакты Информация
 
Карта сайтаПочта

Сущность и противоречивое единство мирового хозяйства
Всемирные экономические законы
Становление всемирного хозяйства
Предпосылки формирования мирового хозяйства
Промышленная революция
Этапы развития мирового хозяйства
Общемировой характер современных производительных сил
Всемирная инфраструктура
Основы целостности всемирного хозяйства
Тенденции мирового экономического и социального развития
Политика стабилизации экономики
Проблемы мирового хозяйства
Основа системы мировой социальной политики
Развивающиеся страны
Процесс дифференциации экономического развития
Глобализация современных производительных сил
Роль транснациональных корпораций в глобализации
Страны с переходной экономикой
Внутриэкономические реформы
Условия и факторы глобализации экономики
Субъекты и объекты глобализации
Транснациональные корпорации и их значение
Перспективы и последствия глобализации
Последствия глобализации экономики
Экологические отношения как объект экономического анализа
Возникновение и развитие эколого-экономических отношений
Основные понятия и характеристики экологии
Характер воздействия на экосистему
Последствия воздействия человека на природную среду
Глобализация экологических отношений
Охрана окружающей среды
Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
Мировой рынок и эффективность разделения труда
Внешнеэкономическая политика
Торговля и проблемы равновесия
Мировая торговля
Мультипликатор внешней торговли
Специализация и сравнительные преимущества во внешней торговле
Регулирование международной торговли
Экономические последствия ограничений в торговле

Показатели сайта


 
 
 

Страны с переходной экономикой


Страны с переходной экономикой, выходящие на рынок после многих лет изоляции, смогут выиграть от международной интеграции даже больше, чем другие страны, находящиеся на пути реформ. Выгода от интеграции в общемировую торговлю во много раз превышает экономические преимущества, связанные с либерализацией внутреннего рынка. Движение капитала, товаров и идей между странами регулируются не центральным руководством, а спросом и предложением. Это стимулирует ускорение роста производительности труда, объема торговли и национального дохода. Кроме того, интеграция помогает удержать страны на пути к более открытой торговле, а членство в международных организациях способствует созданию соответствующих институтов внутри страны.

Успешная интеграция стан, территория которых занимает четверть поверхности земного шара и в которых проживает почти треть населения мира, благоприятно повлияет на всю мировую экономическую систему. Вместе с тем многие опасаются, что в результате выхода стран с переходной экономикой на общемировой рынок будут ущемлены интересы других стран. Интеграция в мировую систему хозяйства, безусловно, не только открывает новые возможности, но и сопряжена с риском для всех участников.

Многим странам, вероятно, не избежать издержек переходного периода, но факты свидетельствуют о том, что преимущества участия в расширенном и обеспечивающим конкуренцию мировом рынке существенно перевесят затраты.

Интеграция в Европейский союз оказывает глубокое воздействие на страны с переходной экономикой. Уже сегодня страны ЕС являются основными торговыми партнерами стран Центральной и Восточной Европы, и с 1989 г. торговля между этими двумя регионами выросла более чем вдвое. Страны Центральной и Восточной Европы оказались исключительно хорошими экспортными рынками для Европейского союза, а европейские соглашения между ЕС и странами Центральной и Восточной Европы обеспечивают свободный доступ на рынки ЕС для большей части товаров из этих стран. Однако по-прежнему проводится протекционистская политика в отношении сельского хозяйства, а угроза ограниченных антидемпинговых и протекционистских мер ограничивает эффективность либерализации экспорта товаров металлургической и химической промышленности. Тем не менее европейские соглашения об открытой торговле помогают закрепить проводимые в странах Центральной и Восточной Европы торговые реформы.

Страны Центральной и Восточной Европы выходят на международную арену, имея относительно высококвалифицированную рабочую силу. Поскольку прямые иностранные инвестиции являются не только источником финансовых средств и оборудования, но и способствуют развитию управленческих навыков и торговых связей, следует ожидать, что в будущем страны Центральной и Восточной Европы станут реальными конкурентами в производстве товаров, требующих среднего и высокого уровня квалификации. Эти структурные изменения сократят прямую конкуренцию между странами Центральной и Восточной Европы и развивающимися странами с низким уровнем доходов.

Таким образом, на уровне мировой экономики идут два параллельных процесса — регионализм и глобализация, которые, дополняя друг друга, делают нашу планету единым экономическим пространством. Возникающие региональные и межрегиональные международные экономические структуры создают ту основу, на которой осуществляется процесс глобализации мирового рынка.

Таким образом, все вышеприведенные тенденции показывают, что в мире нарастают процессы глобализации, идущие через регионализацию. Более того, данные процессы, ослабляя значимость отдельных государственно оформленных рыночных систем, повышают значимость транснациональных корпораций с филиалами практически во всех станах мира. Формируется индустриальный каркас мировой экономики. Транснациональные корпорации контролируют примерно 1 3 частного капитала в мире и почти 95 % патентов и лицензий.

Внешнеэкономическая открытость органически связана с либерализацией внутренней экономики, с ростом роли частного сектора и развитием предпринимательской инициативы. В экономике развивающихся стран доля государственного сектора достаточно велика. Государственные предприятия давали в 80 —90-е гг. XX в. в среднем 11 % ВВП, тогда как в индустриальных регионах — лишь около 5 %. Особенно заметна их роль в странах Центральной и Восточной Европы.

Прогрессирующие хозяйства отличаются стремительным снижением удельного веса госпредприятий. Так, в Китае в результате быстрого сокращения численности занятых в государственном секторе увеличился приток трудовых ресурсов в негосударственный сектор, производительность труда в котором существенно выше, чем в государственном. Это привело к повышению общенациональной производительности труда и ускорению экономического роста. И это естественно, так как эффективность государственного сектора намного ниже частного. Многочисленные практические исследования (проводившиеся преимущественно в 1980-е гг. ) доказывают, что частные компании характеризуются более высокой производительностью труда и лучшими показателями работы, чем государственные. Более поздние исследования, посвященные анализу работы предприятий в промышленно развитых странах до и после приватизации, с убедительностью свидетельствуют о преимуществах частной формы собственности. В странах с развитой рыночной экономикой и в развивающихся странах со средним и высоким уровнем доходов значение частной формы собственности как определяющего фактора экономической эффективности предприятий практически не вызывает сомнений. Поскольку в большинстве стран бывшего социалистического лагеря приватизация произошла сравнительно недавно, судить о ее последствиях стало возможно только в последнее время. Первые результаты во многих случаях положительны, в других же представляются менее обнадеживающими.

В ходе одного из выборочных обследований, проводившихся в последнее время на венгерских предприятиях, было обнаружено, что новые частные компании смогли быстрее адаптировать свою кадровую структуру к новым требованиям. Сначала приватизированные предприятия немногим отличались от государственных, но спустя год-два они стали все больше действовать как новые частные компании. Обследования предприятий в Польше и России свидетельствуют, что частные компании выгодно отличаются от государственных предприятий — они более динамичны и приносят больше прибыли. Положительные последствия приватизации подтверждаются и другими исследованиями, в которых отмечается, что успех зависит от типа частного владельца. В России и Украине владельцы, купившие малые предприятия на аукционе, вкладывают в них больше средств и добиваются более высоких показателей, чем инсайдеры, сумевшие купить государственное имущество за бесценок. Приватизация в Республике Беларусь не решила основной своей задачи — создание слоя частных собственников: на большей половине предприятий функции собственности распределены между трудовыми коллективами, органами республиканской и местной власти. В итоге непонятно, кому же эти предприятия все-таки принадлежат и кем управляются. Такая система продолжает поддерживать мнения трудящихся о том, что главным ответственным за неэффективность остается государство.

Сложившаяся в Республике Беларусь система отношений собственности напоминает печально известную югославскую модель рабочего самоуправления. Поэтому «коллективизированные» предприятия, не имея цели максимизации прибыли как частные фирмы, не имеют и внутренних стимулов к эффективному использованию ресурсов. Однако в этом случае результаты работы негосударственного сектора лучше, чем государственных предприятии. Так за девять месяцев 1998 г. темпы роста объемов промышленности в целом по Республике Беларусь составили 110, 8 %, на государственных предприятиях — 105, 7, на предприятиях негосударственной формы собственности — 117, 8 %. Уровень рентабельности продукции в акционерных обществах составил 12, 7 %, на государственных предприятиях — 7, 3 %.

Значение частной собственности несомненно, но не во всех случаях необходимость приватизации оправдана. Более медленные темпы приватизации могут оказаться приемлемыми (хотя и не всегда оптимальными), если правительство или сами работники в состоянии обеспечить контроль над предприятиями и не допустить растаскивания имущества администрацией, а также при высоком уровне сбережений и роста в негосударственном секторе. Если же реальной властью на предприятиях обладает не правительство, а администрация, или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиеся государственные средства, приватизация становится необходимой. В этих условиях реально увеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийная приватизация, в ходе которой руководители за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Во многих странах еще до того, как приватизация приняла официальный характер (как это было в Венгрии и России в 1988 — 1991 гг. ), или теоретически была принята, но ее практическая реализация откладывается (Беларусь, Болгария, Украина), а также в определенной мере во Вьетнаме и Китае, которые отказались от официальной приватизации, активы и доходы государства тем или иным образом перешли под частный контроль и даже непосредственно в собственность частных владельцев.

Это нередко противоречило существующему законодательству, вызывая широкое возмущение. Фактически приватизация в ряде случаев откладывалась не столько по политическим причинам или в связи с неуверенностью в выборе оптимального подхода, сколько потому, что сохранение государственной формы собственности предполагает сохранение расплывчатых прав собственности, создающих возможность, как правило, для самих руководителей предприятий незаконного распределения прибыли, уклонения от налогов и растаскивания государственного имущества.


 
 
   
Дополнительно

 
 
Какие именно
 
 
 

 
 
Inter Economic
© 2009-2010