Экология и экологические отношения. Понятие «экология» происходит от греческих слов oikos, что означает дом, жилище, местопребывание, и logos — слово, учение. Значит экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистема и биосфера в целом. В XX в. в связи с загрязнением окружающей среды и усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение. Изучение общих закономерностей взаимоотношений природы и общества выделяют в особое направление — экологию человека. Экология характеризуется с двух сторон: как сфера жизнедеятельности растительного и животного мира и как наука и учебная дисциплина, изучающая закономерности данной жизнедеятельности. Приведенное выше определение характеризует сферу сосуществования растительного и животного мира.
Эти сферы изучают науки, относящиеся к двум основным областям научных знаний — естествознанию и обществоведению. Первая включает ботанику, биологию, зоологию, химию, физическую географию, геологию и другие, вторая — философию, социологию, экономику, науку об охране окружающей среды и природопользовании, историю, этнографию, экономическую географию и т. д. Весь спектр формирующихся с помощью этих наук знаний об окружающей человека природе образует экологию. Экология по праву принадлежит к числу наиболее актуальных направлений современного научного познания. Ее принципы и методы широко используются во многих биологических дисциплинах, а в последние десятилетия экологические исследования приобрели отчетливо выраженную социальную направленность и оказывают существенное влияние на принятие различных практических решений, связанных с оптимизацией деятельности системы «общество —природа». Эта система существует и действует по принципу коэволюции, означающем совместное развитие двух или более таксонов (сообществ), которые объединены тесными экологическими связями, но не обмениваются генами.
В обществоведческих науках понятие «коэволюция» используется с 70-х гг. XX в. для обозначения особого типа регулируемого воздействия человека на биосферу, при котором природа и общество пребывают в устойчивом состоянии динамического равновесия, обеспечивающем прогрессивное развитие человечества. Принцип коэволюции требует, чтобы скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов не была слишком высокой. Она должна допускать адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. И напротив, изменение внешних условий существования вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы.
Термин «экология» был введен в научный оборот в середине XIX в. американским писателем и мыслителем Г. Д. Тором (1817—1862), прославившимся своей философской прозой «Жизнь в лесу» (1854) — романтической робинзонадой о жизни человека в мире природы как возможности спасения личности от современной цивилизации и памфлетом «Гражданское неповиновение» (1849). в котором выдвинул антигосударственные принципы неучастия и неповиновения, сохранившие актуальность до наших дней. Но безусловный приоритет введения этого термина в язык науки принадлежит немецкому естествоиспытателю Э. Геккелю (1834 — 1919), биологу-эволюционисту, представителю естественно-научного материализма, стороннику и пропагандисту учения Ч. Дарвина. В I томе своего труда «Всеобщая морфология организмов», изданном в 1866 г., он определил экологию как науку об экономии, образе жизни и внешних жизненных отношениях организмов друг с другом. Впоследствии во II томе названного произведения он описывает этимологию данного термина, уточняет и конкретизирует предмет и объект экологии как науки. «Под экологией. — пишет он, — мы понимает общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все условия существования. Они частично органической, частично неорганической природы; но как те, так и другие, ... имеют весьма большое значение для форм организмов, так как они принуждают их приспосабливаться к себе.
К неорганическим условиям существования... во-первых, относятся физические и химические свойства их местообитаний — климат (свет, тепло, влажность и атмосферное электричество), неорганическая пища, состав воды и почвы и т. д. В качестве органических условий существования мы рассматриваем общие отношения организма ко всем остальным организмам, с которыми он вступает в контакт и из которых большинство содействует его пользе или вредит» {Новиков Г. А. Очерк истории экологии животных. Л., 1980. С. 66). Предложенная Э. Геккелем интерпретация предмета экологии оказалась весьма удачной и сравнительно быстро получила всеобщее признание. Одновременно с этим рост экологических знаний выдвинул экологию в число самых перспективных естественно-научных и общественных дисциплин. По мнению американского эколога Э. Пианки, «поскольку почти все организмы, населяющие какую-либо конкретную территорию, связаны прямыми или косвенными взаимосвязями, биологический компонент среды для подавляющего большинства организмов крайне сложен. Соединение этой чрезвычайной сложности с многогранным физическим окружением превращает экологию в науку, охватывающую чрезвычайно широкий круг вопросов. Нет другой такой дисциплины, которая искала бы объяснений для столь многообразных явлений и на столь большом числе разных уровней» {Пианки Э. Эволюционная экология. М., 1981. С. 11).
Во второй половине XX в. вмешательство человека в структуру и функции биосферы достигло таких критических величин, что потребовалось принятие неотложных мер по восстановлению нарушенного экологического равновесия и гармонизации отношений между обществом и природной средой. Стали чрезвычайно популярными и вошли в научный оборот термины «экология», «окружающая среда», «экологическое равновесие», «экологический кризис» и др. Социальное измерение экологической проблемы приобрело доминирующее значение. Это привело к оформлению новых направлений и разделов экологии как науки, появились новые интерпретации ее предмета и объекта анализа. Сформировались новые направления и новые экологические дисциплины, в частности, появились новые термины: «социальная экология», «экология человека», «глобальная экология», «экономическая экология» и т. п. Поскольку нас интересуют экономические аспекты экологии, то под экономической экологией следует понимать область знаний, исследующих систему экономических отношений, складывающихся во взаимоотношениях человека с природой по поводу использования ее ресурсного потенциала, а также отношения между людьми по поводу использования этих ресурсов. Совокупность складывающихся здесь отношений образует систему эколого-экономических отношений, закономерности развития которых должна исследовать экономическая теория.
В ее поле зрения должны находиться и социальные аспекты экологии, связанные со здоровьем людей, их профессиональной деятельностью, развитием культуры, образования и т. д. Таким образом, под эколого-экономическими отношениями следует понимать те отношения, которые возникают во взаимоотношениях общества и природы, между людьми по поводу природопользования, использования ресурсов, их возобновления и охраны окружающей среды. Сюда же входят и глобальные эколого-экономические отношения, которые возникают между странами, народами и цивилизациями при решении глобальных экологических проблем.