Inter Economic

Мировая экономика
     
 
Главная страница Карта сайта Поиск Контакты Информация
 
Карта сайтаПочта

Сущность и противоречивое единство мирового хозяйства
Всемирные экономические законы
Становление всемирного хозяйства
Предпосылки формирования мирового хозяйства
Промышленная революция
Этапы развития мирового хозяйства
Общемировой характер современных производительных сил
Всемирная инфраструктура
Основы целостности всемирного хозяйства
Тенденции мирового экономического и социального развития
Политика стабилизации экономики
Проблемы мирового хозяйства
Основа системы мировой социальной политики
Развивающиеся страны
Процесс дифференциации экономического развития
Глобализация современных производительных сил
Роль транснациональных корпораций в глобализации
Страны с переходной экономикой
Внутриэкономические реформы
Условия и факторы глобализации экономики
Субъекты и объекты глобализации
Транснациональные корпорации и их значение
Перспективы и последствия глобализации
Последствия глобализации экономики
Экологические отношения как объект экономического анализа
Возникновение и развитие эколого-экономических отношений
Основные понятия и характеристики экологии
Характер воздействия на экосистему
Последствия воздействия человека на природную среду
Глобализация экологических отношений
Охрана окружающей среды
Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
Мировой рынок и эффективность разделения труда
Внешнеэкономическая политика
Торговля и проблемы равновесия
Мировая торговля
Мультипликатор внешней торговли
Специализация и сравнительные преимущества во внешней торговле
Регулирование международной торговли
Экономические последствия ограничений в торговле

Показатели сайта


 
 
 

Регулирование международной торговли


Торговые ограничения. Выгодность внешней торговли безусловна, однако в международных экономических отношениях сушествует целый комплекс мер, ограничивающих ее. Торговые ограничения вызываются многими причинами. Международная специализация в производстве — выгодное дело, но она имеет свои границы. Дело в том. что международные отношения — весьма сложный и часто трудно предсказуемый спектр связей, экономических и политических действий. Свое участие в международном разделении труда государства определяют с учетом множественности национальных интересов. Углубляясь в международную специализацию производства, государства тем не менее оставляют за собой определенный «запас прочности» в развитии неспециализированных производств. Политические мотивы могут повлиять на торгово-экономические отношения в любой момент и тогда возникнут проблемы с производством одних товаров и сбытом других. Если страна будет располагать определенным внутренним потенциалом для производства ранее импортируемого товара или его заменителей, она легче преодолеет возникшие трудности. Поэтому для защиты интересов отечественного производства государства вводят ограничения на импорт иностранных товаров.

Поскольку издержки специализированного производства обычно ниже, чем неспециализированного, для выравнивания цен на собственную и импортную продукцию устанавливаются процентные надбавки в цене, получившие название таможенных пошлин. Обычно пошлины на отдельные товары систематизируются и сводятся в единый перечень, в таком случае речь идет о таможенных тарифах.

К таможенным пошлинам государства прибегают в случае необходимости защитить новые производства и отрасли промышленности. На первых порах они неконкурентны и не могут в свободной торговле соперничать с уже традиционным в этой отрасли мировым производством. Подобное использование пошлин носит протекционистский характер.

Кроме протекционистских используются фискальные пошлины. Их назначение несколько иное: они выполняют функцию аккумулятора бюджетных поступлений. С этой целью пошлины могут устанавливаться на импорт вообще либо ею облагаются товары, не производящиеся в данной стране.

Пошлины бывают различных видов. По форме обложения обычно выделяют адвалерные, специфические и смешанные пошлины. Наиболее распространены адвалорные пошлины. Они представляют собой определенную процентную надбавку к цене товара. Если, например, на родине японский телевизор стоит 170 дол., а при ввозе в Россию устанавливается таможенная пошлина в размере 15 %, то на рынке России он будет стоить 195, 5 дол. Кроме того, надбавку может установить и торговая сеть, на цену может воздействовать соотношение спроса и предложения и т. д.

Специфические таможенные пошлины представляют собой определенную денежную сумму, взимаемую с объема, массы или штуки товара. Это связано с характером поставляемой продукции: руда поставляется в тоннах, нефть — в галлонах, шкурки зверей — в штуках. Их проще облагать пошлиной в сумме денег. Смешанные пошлины предполагают одновременное использование адвалорных и специфических пошлин.

Кроме того, таможенные пошлины могут быть дифференцированы в количественном отношении. В таком случае они делятся на максимальные, минимальные и льготные (преференциальные). Максимальные пошлины обычно применяются для товаров стран, с которыми пока не установлены регулярные торгово-экономические отношения. В случаях же, когда между странами существуют традиционные экономические связи, применяются минимальные таможенные пошлины. Льготные тарифы касаются продукции тех стран-импортеров, экономику которых или ее отдельные сферы намереваются поддержать. Такая политика проводится в настоящее время в отношении развивающихся государств, отдельных стран СНГ.

Кроме таможенных пошлин используются импортные квоты. Дело в том, что таможенные пошлины ограничивают ввоз товаров, но иногда не настолько, чтобы служить заградительным барьером и способствовать развитию отечественной промышленности. В таком случае назначается импортная квота, которая запрещает ввоз товаров сверх установленного лимита. Импортные квоты устанавливаются также в отношении ряда товаров, ограничиваемых в потреблении, например винно-водочные изделия. В практике международных экономических отношений имеют место и так называемые нетарифные ограничения, в частности система лицензирования, завышенные требования к стандартам качества или к безопасности поставок, ограничения на поставку конкретных видов товаров или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. К нетарифным барьерам относится также государственная монополия внешней торговли, ибо она не только сдерживает торговую деятельность других субъектов рынка, но и ограничивает вывоз конкретных видов товаров. В качестве нетарифных барьеров могут рассматриваться национальные налоговые системы, национальные стандарты и т. д.

В практике внешнеэкономических отношений используются и иные торговые барьеры. К их числу можно отнести добровольные экспортные ограничения. Подобная форма ограничений применяется относительно недавно. Речь идет о том, что в отдельных случаях иностранные фирмы во избежание более жестких мер идут на добровольные ограничения объема своего экспорта в определенные страны. Япония, например, добровольно ограничивает экспорт автомобилей, радиоаппаратуры в США, страны ЕС — производство и поставку сельскохозяйственной продукции на свой общий рынок и т. д.


 
 
   
Дополнительно

 
 
Какие именно
 
 
 

 
 
Inter Economic
© 2009-2010