Inter Economic

Мировая экономика
     
 
Главная страница Карта сайта Поиск Контакты Информация
 
Карта сайтаПочта

Сущность и противоречивое единство мирового хозяйства
Всемирные экономические законы
Становление всемирного хозяйства
Предпосылки формирования мирового хозяйства
Промышленная революция
Этапы развития мирового хозяйства
Общемировой характер современных производительных сил
Всемирная инфраструктура
Основы целостности всемирного хозяйства
Тенденции мирового экономического и социального развития
Политика стабилизации экономики
Проблемы мирового хозяйства
Основа системы мировой социальной политики
Развивающиеся страны
Процесс дифференциации экономического развития
Глобализация современных производительных сил
Роль транснациональных корпораций в глобализации
Страны с переходной экономикой
Внутриэкономические реформы
Условия и факторы глобализации экономики
Субъекты и объекты глобализации
Транснациональные корпорации и их значение
Перспективы и последствия глобализации
Последствия глобализации экономики
Экологические отношения как объект экономического анализа
Возникновение и развитие эколого-экономических отношений
Основные понятия и характеристики экологии
Характер воздействия на экосистему
Последствия воздействия человека на природную среду
Глобализация экологических отношений
Охрана окружающей среды
Международное сотрудничество в природоохранной деятельности
Мировой рынок и эффективность разделения труда
Внешнеэкономическая политика
Торговля и проблемы равновесия
Мировая торговля
Мультипликатор внешней торговли
Специализация и сравнительные преимущества во внешней торговле
Регулирование международной торговли
Экономические последствия ограничений в торговле

Показатели сайта


 
 
 

Субъекты и объекты глобализации


Понятие субъекта и объекта глобализации. Под субъектом глобализации следует понимать те организации, политические структуры, которые организуют, направляют и двигают вперед процесс глобализации. При этом не имеет значения тот факт, осознанно или безосновательно это действие происходит. Если следовать экономической или социальной логике развития, в качестве субъектов глобализации можно признать государство в той степени, в какой оно выступает хозяйствующим субъектом и способствует вхождению национальной экономики или ее отдельных структур в систему международного разделения труда и международной экономической интеграции.

Субъектами глобализации также являются межгосударственные блоки и союзы, в том числе военные. Роль этих организаций в мировой торговле, валютно-финансовых отношениях рассматривается в соответствующих темах курса экономической теории, здесь мы проследим историю развития локальных цивилизаций, сыгравших значительную роль в возникновении глобализации. Другими важнейшими субъектами глобализации являются локальные цивилизации и современные транснациональные корпорации.

Под объектом глобализации следует понимать то, с чем взаимодействует субъект, что ему противостоит при реализации проблем глобализации. Слово «объект» происходит от позднелатинского objectum, означающего предмет, вещь и от латинского objicio, что означает бросаю вперед, противопоставляю. С философской точки зрения объект — это категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Значит объект глобализации — это та объективная реальность, которую субъекты творят или преобразуют, подчиняя законам развития мировой цивилизации. Сюда относятся проблемы международного разделения труда и специализации производства, международной торговли, международной интеграции и кооперации, вывоза капитала, миграции рабочей силы, научно-технического сотрудничества, ценовой политики, международной инфраструктуры, информационных технологий, освоения космоса, океанов и морей, освоения и изучения недр земли, межпланетных полетов и т. д.

Государство и его роль в глобализации экономики и социальной сферы. В относительно недалеком историческом прошлом главным средством в решении глобальных проблем был военный конфликт. Постепенно война, как средство достижения политических целей, потеряла свой смысл. Проблемы в государствах сейчас решают национальные органы. Но глобальные проблемы всегда будет решать государство.

Как общественный институт государство возникло примерно на тысячу лет раньше локальных цивилизаций, когда в эпоху неолита племена стали устойчивыми и появилась возможность сформировать некий надплеменной политический экономический орган, который выполнял завоевательную функцию, финансовую функцию по сбору налогов (дани), карательную функцию и тем самым проводил в жизнь принцип глобализации. Но еще до этого государство брало на себя часть социальных и экономических функций, которые раньше выполняла община. Это касалось, например, организации общественных работ по ирригации, строительству культовых сооружений, сбору податей, созданию страховых запасов, сбору налогов и т. д. Эти функции государства разрастались, приумножались, но появились уже и межгосударственные функции, которые реализовывались через цивилизации первого поколения, в качестве которых выступили шумерская, древнеегипетская, древнеиндийская, древнекитайская и другие цивилизации. Главными функциями тогда были: координация действий в военных столкновениях, налаживание политического и экономического сотрудничества с другими государствами и цивилизациями. Высшей формой объединения государств и цивилизаций на этом этапе были мировые империи: империя Александра Македонского, Римская, Византийская, подчинившие себе часть ассирийской, вавилонской цивилизаций, империю Маурьев в Индии и империи Цинь и Хань в Китае. Подобные империи быстро распадались и вновь главным субъектом глобализации стало государство.

В эпоху средневековья наблюдалась тенденция сращения государственной и религиозной властей, при этом деятели церкви старались подчинить себе государственный аппарат и использовать его для достижения своих целей.

Это особенно четко прослеживается на истории крестовых походов, когда в борьбу с неверными вверглись многие государства Западной и Центральной Европы. Наиболее мощными в то время были Испанская, Португальская, Британская и Российская империи. Но опять же эти империи распались, их функции переходили к отдельным государствам. В настоящее время на роль мирового лидера претендуют США. но им противостоят Европейский союз и Россия.

Локальные цивилизации и межгосударственные организации. Под локальной цивилизацией понимается часть мирового цивилизационного пространства, включающая группу народов (этносов, государств), которые отличаются общностью духовных (культурных, этических, религиозных) ценностей, исторических судов, экономических и геополитических интересов.

Каждая цивилизация имеет свое центральное ядро, периферию и смежные с соседними цивилизациями территории. Обычно в качестве структурноопределяющего признака выделяют принадлежность к той или иной религии, но есть и многоконфессиональные цивилизации, как-то — африканская, североамериканская, азиатская. Не обязательна и территориальная общность. Так, например, мусульманская цивилизация разбросана по нескольким континентам. Вовсе необязательно наличие в цивилизации множества государств. Некоторые из них могут быть представлены единым государством (японская, китайская, индийская), а другие — множеством государств (западноевропейская, африканская, латиноамериканская, океаническая). Некоторые локальные цивилизации прошли весьма долгий исторический путь (индийская, китайская), другие же имеют сравнительно короткую историю (западноевропейская, японская, евразийская), третьи переживают период становления (африканская, океаническая). В связи с этим сложно определить принципы классификации цивилизаций, тем более, что межцивилизационные границы бывают размытыми, динамичными, наблюдается взаимопересечение цивилизаций, особенно вследствие миграционных волн последних десятилетий. И тем не менее локальные цивилизации — объективная реальность, с которой приходилось и приходится считаться и которая позволяет объяснять очень многие явления и процессы в прошлом и современном мировом жизненном пространстве.

Центром зарождения человечества считается Центральная Африка, откуда первобытные племена расселились сначала по Европе, а затем по Северной и Южной Америке, Океании. Крестовые походы, покорение Сибири, великие географические открытия и создание огромной колониальной империи во второй половине XIX в., все это было связано с перемещением огромных масс населения, вовлечением в орбиту человеческой деятельности новых территорий и природных ресурсов, усилением воздействия человека на биосферу.

Выделяют четыре поколения движения цивилизаций. Цивилизации первого поколения действовали в IV — II тысячелетии до новой эры и занимали сравнительно узкую полосу земного шара от 25° до 60° северной широты и протяженностью от Средиземного моря и южного побережья Балтийского моря до Охотского и Желтого морей. Условия для жизни здесь были оптимальными. Второе поколение цивилизаций охватывало уже всю Евразию, Африку, Новый Свет и Океанию. Человечество приспособилось к разнообразным природноклиматическим условиям, а быстрый рост численности населения заставил искать и вовлекать в жизненный процесс дополнительные природные ресурсы.

Цивилизация третьего поколения формировалась уже в условиях освоенной, населенной части земного шара. Характерным для этого поколения цивилизации была интенсификация использования природной среды, налаживалось изготовление воспроизводимых ресурсов, вносились минеральные удобрения в почвы, выращивались леса, разводилась рыба, одновременно стремительно загрязнялась окружающая среда, происходили крупные военные столкновения за передел жизненного пространства. Возник глобальный экологический кризис, что заставило все страны искать пути гармонизации экологической и демографической динамики, коэволюции общества и природы. Возникла необходимость в формировании экологического мировоззрения, изменении взглядов на взаимодействие природы и общества. В настоящее время идет процесс формирования четвертого поколения цивилизации. Отличительными чертами этого поколения является, во-первых, то, что идет зарождение качественно новой цивилизации на базе параллельно существовавших ранее общностей людей — капитализма и социализма. Новая цивилизация на будет повторять ни ту, ни другую, она будет принципиально отличаться от обоих. Человечество ждут резкие перемены. Оно стоит перед глубочайшим социальным переворотом и творческой реорганизацией.

Во-вторых, если раньше человек был придатком промышленной, политической, идеологической машины, теперь на первое место выдвигается он сам с его творческим началом, духовными ценностями, культурными знаниями. Эти качества формируют критерии деления мирового цивилизационного пространства. В-третьих, глобализация и интеграция вызывают к жизни противоположное начало — дифференциацию и дезинтергацию. Центр цивилизации смещается с Европы и Северной Америки на Восток.

Свидетельством тому является распространение движения противников глобализации. Сила этого движения будет нарастать, но предотвратить глобализацию невозможно. Задача состоит в том, чтобы процесс глобализации поставить под контроль мирового сообщества, ввести общепризнанные и соблюдаемые правила ее регулирования, использовать выгоды от глобализации на нужды подъема экономики и культуры наименее развитых стран, сокращения пропасти между богатыми и бедными странами и народами. Кроме локальных цивилизаций на развитие глобализации оказывают воздействие международные организации. Главной такой организацией является ООН с ее институтами — Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и социальным советом, службами народонаселения, статистики, Юнеско и другими, которые призваны выражать и защищать интересы всего человечества. Существуют другие международные организации, которые регулируют отдельные направления внешнеэкономических отношений: Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация. Всемирная организация здравоохранения и т. д. Сложились межгосударственные структуры типа ЕС, ОПЕК, СНГ и др.


 
 
   
Дополнительно

 
 
Какие именно
 
 
 

 
 
Inter Economic
© 2009-2010